Инновационная деятельность

2017 — 2018 учебный год
Метод проектов как инновационная педагогическая технология
В настоящее время одной из основных задач современного образования становится раскрытие потенциала всех участников образовательного процесса, предоставление им возможностей проявления творческих способностей. Решение данных задач невозможно без вариативности образовательных процессов, в связи с этим появляются различные инновационные педагогические технологии, которые требуют глубокого научного и практического осмысления.
 Существуют разнообразные инновационные формы, позволяющие сделать учебную деятельность максимально эффективной. Одной из наиболее часто используемых форм является проектная технология.
Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию ЗУН, а на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования). Активное включение учащихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде.
Под методом проектов понимается система обучения, при которой подросток приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: · самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
 · учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
 · приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
 · развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эк сперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
 · развивают системное мышление.
 
СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ.
 Проект может быть групповым и персональным. Каждый из них имеет свои неоспоримые достоинства. Современная классификация учебных проектов сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:
 • практико-ориентированный проект (от учебного пособия до пакета рекомендаций по восстановлению экономики страны);
 • исследовательский проект — исследование какой-либо проблемы по всем правилам научного исследования;
 • информационный проект — сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории (статья в СМИ, информация в сети Интернет);
 • творческий проект — максимально свободный авторский подход в решении проблемы. Продукт —  видеофильмы, театрализации, произведения изо или декоративно-прикладного искусства и т.п.;
 • ролевой проект — литературные, исторические и т.п. деловые ролевые игры, результат которых остается открытым до самого конца.
Возможна классификация проектов по:
 • тематическим областям;
• масштабам деятельности;
 • срокам реализации;
 • количеству исполнителей;
 • важности результатов.
 Но независимо от типа проекта, все они  в определенной степени неповторимы и уникальны;  направлены на достижение конкретных целей;  ограничены во времени;  предполагают координированное выполнение взаимосвязанных действий
 
Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относят к технологиям  ХХI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно развивающимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Роль ученика в проектной деятельности
Проектная деятельность учащихся — одна из важнейших составляющих образовательного процесса. В ходе выполнения проектных заданий учащийся оказывается вовлеченным в активный познавательный творческий процесс на основе методики сотрудничества. Он погружен в процесс выполнения творческого задания, а вместе с ним и в процесс получения новых и закрепления старых знаний по предмету, в рамках которого и проводится проект. Кроме того, ученик вместе с учителем выполняет собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу. Включаясь, таким образом, в реальную деятельность, он овладевает новыми знаниями
Зачем современному учащемуся необходимо владеть проектированием?
 В современном обществе проектирование все шире применяется в традиционных сферах и видах человеческой деятельности таких, как: архитектура и строительство, машиностроение в широком аспекте, технологические процессы и пр. В конце ХХ века начали складываться самостоятельные направления проектирования: человеко-машинных систем, трудовых процессов, организаций. Популярным становится проектирование экологическое, социальное, инженерно-психологическое, генетическое и пр. Все перечисленное позволяют говорить о том, что проектирование имеет широкие возможности применения, универсальный подход, всеобщие закономерности.
Таким образом, использование проектной деятельности в обучении в современной школе становится все более актуальной. И не случайно, ведь при помощи проекта можно реализовать все воспитательные, образовательные и развивающие задачи, стоящие перед учителем.

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения

Развивающее обучение
Проблемное обучение
Разноуровневое обучение
Коллективная система обучения (КСО)
Технология решения изобретательных задач (ТРИЗ)
Исследовательские методы обучения
Проектные методы обучения
ИКТ
Модульное и блочно-модульное обучение
Здоровьесберегающие технологии
Система инновационной оценки «Портфолио»
Технология дистанционного обучения
 
Информационно-коммуникационные технологии
 
 XXI век — век информационных технологий, компьютер все прочнее входит в нашу жизнь. Использование информационно-коммуникационной технологии в обучении делает образовательный процесс более интересным и наглядным, превращает обучение в увлекательный и запоминающийся процесс. Использование в процессе обучения мультимедийных уроков, тестовых компьютерных программ, современных технических устройств помогает обеспечить техническую сторону педагогического процесса при применении информационных технологий.
          Опыт показывает, что работа с использованием компьютеров, видео- и телеаппаратуры для учащихся проходит очень интересно. В условиях сегодняшней действительности – эпохи всеобщей компьютеризации, возможностей использования сетей интернет, телекоммуникаций, электронной почты, уже просто невозможно не осознавать возможность важности информационных технологий для повышения качества знаний учащихся и для их последующей профессиональной деятельности.
   Эффективным методом ИКТ  является метод мультимедийных презентаций. Именно он основан на взаимосвязанной деятельности учителя и ученика. Самостоятельные работы учащихся по созданию презентаций  развивают у учащихся умение работать с текстом, выбирать главное, составлять тезисный план, развивают навык работы с компьютером.
     Использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале.
          Каковы преимущества использования ИКТ- технологий? Повышается наглядность: использование иллюстраций, зрительных образов, усиливает восприятие учебного материала.
 
Технология  разноуровневого (дифференцированного) обучения.
 Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысления знаний, уровень развития учащихся зависит не только от деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и  способностей учащихся, которые обусловлены многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, физическим развитием. На основе результатов психологического тестирования (изучение преобладания темперамента учащихся, вида памяти, мышления) формируются группы внутри класса, при небольшой наполняемости класса получается 2-3 группы, следует отметить, что ученик может переходить из группы в группу. Такая форма работы позволяет задать необходимый темп на уроке, а также дозировать задания по сложности и объему. На всех этапах урока  планируются  разноуровневые задания. При изучении нового материала и его практическом применении для учащихся первого уровня такие задания: воспроизвести учебный материал, ответить на вопрос, выбрать правильный ответ, заполнить таблицу примерами из правила, выполнить упражнение по образцу; для учащихся второго уровня (их большинство) уже вопросы, позволяющие анализировать изученный материал, сравнивать его с ранее изученным, показать сходство (например, правописания одной и двух НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий) и различие (например, обособление распространенных определений и обстоятельств), составить схему, заполнить сравнительную таблицу, выполнить упражнение на применение изученного материала; учащиеся третьего уровня (как правило, их единицы) получают задание на выявление, объяснение причинно-следственных связей: доказать, объяснить, придумать условие  к данной схеме, подобрать или составить задание , написать мини-сочинение и другие. Задания третьего уровня поднимают учащихся на уровень осознанного, творческого применения знаний. Здесь предусмотрены сведения углубленного характера. Этот уровень позволяет выйти на исследовательскую деятельность.
     Исследовательская технология
     Исследовательская технология значительно дополняет способы получения знаний, поскольку она подразумевает самостоятельное изучение выбранного явления, лично накопленный базовый материал, анализ данных и вытекающие из них выводы. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и произведенных на его основании новых выводов. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением.
     Применение исследовательского метода разных уровней на уроках и во внеклассной деятельности является составной частью работы по совершенствованию общеучебных навыков.
     Первый уровень предполагает привлечение относительно большого количества школьников. Тематика при этом довольно проста, разнообразна и обязательно соответствует интересам автора работы. Деятельность учащихся на этом уровне сводится к поиску информации по выбранной теме.
     Второй уровень требует, помимо умения работать с первоисточниками, обязательного проведения каких-либо экспериментов или другой деятельности практической направленности.
     Третий уровень исследовательской деятельности требует уже значительных усилий и со стороны учащегося, и со стороны педагога. Здесь нужны не только актуальность и практическая значимость выбранной темы, но и новизна в её разработке. То есть, данная исследовательская работа должна содержать авторские выводы и логические умозаключения, собственные предложения по проведению эксперимента, самостоятельные трактовки результатов.

Особенности учебно-методического комплекта «Школа России»

УМК «Школа России»

Цель: воспитание школьников как граждан России. Школа России  должна стать школой духовно-нравственного развития.

Задачи:

  • развитие у ребенка человеческих качеств, отвечающих представлениям  об истинной человечности: доброты, терпимости, ответственности,  способности сопереживать, готовности помогать другому
  • обучение  ребенка осознанному чтению, письму и счету, правильной  речи, привить определенные трудовые и здоровьесберегающие навыки,  обучить основам безопасной жизнедеятельности 
  • формирование  естественной мотивации учения 

Принципы: фундаментальность, надежность, стабильность,  открытость новому.

Проблемно-поисковый подход. Он предусматривает создание проблемных  ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование  выводов, сопоставление результатов с эталоном.

Главными особенностями учебно-методического комплекса «Школа России» являются:

  1. приоритет духовно-нравственного развития школьников
  2.  личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения,
  3. эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций.

Учебно-методический комплекс «Школа России» сегодня — это:

  • Эффективное сочетание лучших традиций российского образования и проверенных практиками образовательного процесса инноваций.
  • Реальная возможность  достижения  личностных, метапредметных и предметных  результатов, соответствующих  задачам современного образования.
  • Постоянно обновляющаяся, наиболее востребованная и понятная учителю образовательная система для начальной школы.

Авторы проекта «Школа России» (под редакцией А.А.Плешакова) видят свою цель в том, чтобы средствами учебно-методического комплекта обеспечить современное образование младшего школьника. Главная идея комплекта — это стать школой духовно-нравственного и обстоятельного образовательного развития. Учебно-методический комплект «Школа России» сориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников.

Комплект «Школа России» — самый востребованный на сегодняшний день в наших школах. Программы и учебники комплекта обеспечивают граждански-ориентированное образование младших школьников. Средствами разных учебных предметов в детях воспитывается любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. УМК «Школа России» знакомит детей с образцами благородного служения Отечеству, стремится показать причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России. Комплект обеспечивает глобально-ориентированное образование младших школьников.

1 копия

 

                                               

2 копия

 

3 копия

 

 

4 копия

 

 

 

 

 

 

Инновационные технологии в образовательном процессе

В современных условиях результативной является инновационная методическая работа, цель которой – внедрение инновационных технологий через МО, проектирование инновационных идей, участие в научно-практических конференциях, оценка уровня инновационного потенциала педагогов.

Участие в научно-практических конференциях (региональный уровень)

Название конференций

2011 – 2012

2012 – 2013

2013 – 2014

Улицы моего города

6

 

 

Современные технологии на службе природы и человека

 

2

 

Мое Отечество

6

 

 

Юные знатоки родного края

 

11

 

«Я познаю мир»

 

 

5

SLD1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

SLD2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

SLD3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Важной составляющей в активизации познавательной деятельности является проектная деятельность. Работа над проектом даёт возможность проявить себя и добиться успеха в различных видах деятельности и тем самым способствует формированию у них позитивной самооценки. Ощущение успешности положительно влияет на результаты учебной деятельности.

В активизации познавательной деятельности играет большую роль контроль результатов обучения и их оценка, так как он позволяет учащимся корректировать свои знания и умения, воспитывают у них целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, привычку систематически выполнять домашние задания, умение преодолевать трудности, вырабатывают чувство ответственности, стремление повысить успеваемость, способствуют развитию самостоятельности, навыков самоконтроля.

Наша школа, как и многие другие, ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Цель инновационной работы нашего педагогического коллектива — создание условий для обеспечения дальнейшего  развития  и функционирования образовательного учреждения.
Инновационная деятельность заключается в следующем:
1. С сентября 2011 года 1 класс приступил к реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения.
2. Учащиеся 1,3,4 классов работают по образовательной системе «Школа 2100», 2 класса – по ОС «Начальная школа XXI века».

Образовательная система «Школа 2100»:

  • Обеспечит увлекательный учебный процесс без стресса и перегрузок.
  • Сохранит радость детства и здоровье.
  • Раскроет индивидуальность Вашего ребенка.
  • Вырастит его как самостоятельную личность.
  • Научит правильно и грамотно говорить, уметь слышать и слушать.

Научит ставить перед собой цели, планировать свою деятельность для достижения результата, разовьет умения самоконтроля — т.е. НАУЧИТ РЕШАТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Живём в настоящем, думаем о будущем!
В процессе обучения «Школа 2100»  формирует функционально грамотную личность, то есть человека, который

  • обладает огромным потенциалом к саморазвитию, умеет учиться и самостоятельно добывать знания;
  • владеет обобщенным целостным представлением о мире (картиной мира);
  • привык самостоятельно принимать решения и нести за них персональную ответственность;
  • усвоил положительный опыт и завоевания предыдущих поколений, сумел проанализировать его и сделать своим собственным, тем самым заложив основу своей гражданской и национальной самоидентификации.
  • толерантен по своей жизненной позиции, понимает, что он живет и трудится среди таких же личностей, как и он, умеет отстаивать свое мнение и уважать мнение других;
  • эффективно владеет вербальными и невербальными средствами общения и использует их для достижения своих целей;
  • способен жить в любом социуме, адаптируясь к нему.

«Школа 2100» — это современная личностно ориентированная образовательная система, которая реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольного этапа до окончания общеобразовательной школы.
Главная цель «Школы 2100» — научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.
Работа по данной образовательной системе дает возможность использовать в работе модульный подход, строить учебный план на принципах дифференциации и вариативности.

УМК «Начальная школа ХХI века»

Ведущей идеей УМК "Начальная школа ХХI века" является реализация одного из возможных путей модернизации начального образования, раскрытие новых подходов к целям, содержанию и методике обучения младших школьников в массовой начальной школе. Исходя из этого, авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителя (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.).
Следующая особенность проекта "Начальная школа ХХI века" состоит в том, по УМК позволяет успешно решать одну из приоритетных задач начального образования — формировать основные компоненты учебной деятельности.
УМК "Начальной школы ХХI века" реализует в образовательном процессе право ребенка на свою индивидуальность. Все средства обучения содержат материал, который позволяет учителю учесть индивидуальный темп и успешность обучения каждого ребенка, а также уровень его общего развития.
Особое внимание авторы УМК уделяют созданию эмоционально-положительной атмосферы обучения младших школьников, развитию учебной инициативы и самостоятельности. Методика обучения построена таким образом, что предоставляет каждому ребенку право на ошибку, на самооценку своего труда, самостоятельный анализ, как процесса, так и результатов обучения (Рубрика "Проверь себя", рекомендации учителю по формированию контролирующей деятельности школьников).
Работа по Образовательной системе  «Начальная школа. XXI век» позволяет обеспечить гармоничное развитие личности школьника, формирует способности и эрудицию детей, дает возможность овладеть основными компонентами учебной деятельности.

1. С 1 сентября введено преподавание третьего часа физической культуры  в целях  увеличения двигательной активности  школьников ,формирования мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, в организации здорового образа жизни.
2. Функционируют спортивные объединения , работа которых осуществляется на база СК «Локомотив», что способствует физическому развитию детей, формирует потребность в здоровом образе жизни
3.Изучение предмета «Информатика и ИКТ» введено с 3 класса ,это  повышает информационную грамотность учащихся.
4.Предпрофильная подготовка в 8 – 9 классах по курсу «Общий курс  Железных дорог». Это обеспечивает расширение кругозора учащихся, ведет к установлению более тесных связей школы и  Елецкого филиала МИИТ,  повышает социализацию учащихся, формирует ориентацию выпускников  на выбор профессий железнодорожного транспорта.
5.Учебно-воспитательный процесс   построен на использовании информационных технологий.
Использование инновационных методов работы дает  возможность совершенствования учебно-воспитательного процесса,  ведет к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся, помогает родителям увидеть преимущества и достоинства нашего учебного заведения.

 

РазвитиеPermalink

Comments are closed.