Цели, задачи, направления

 Работа
Службы сопровождения
Школы – интерната № 4 ОАО «РЖД»
в 2017 – 2018 учебном году
Процессы и резкие изменения, которые происходят в нашей стране в экономической, политической и социальной жизни оказывают неоднозначное и сложное воздействие на воспитание, развитие, психологическое и социальное формирование детей, подростков и молодежи. Детство это время, когда у ребенка формируются различные черты и свойства личности: разнообразные материальные и духовные потребности, мотивы поведения, убеждения и идеалы. Проблемные ситуации в социальной жизни существуют у каждого ребенка как растущего организма. Даже внешне благополучные дети испытывают не меньше трудностей, чем девиантные. Так как на каждом этапе развития ребенок и его окружение обнаруживают противоречие между новым уровнем социальных качеств и ранее сложившимися мерками и требованиями.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Идея сопровождения тесно связана с ключевой идеей модернизации современной системы образования. Именно, в системе образования должны быть созданы как можно лучше условия для развития и самореализации любого ребенка, при этом  полноценное развитие личности должно стать гарантом общественного развития и благополучия.
Служба сопровождения (СС) Школы – интерната № 4 ОАО «РЖД» — профессиональное объединение психолога и  социального педагога главной целью функционирования которого является обеспечение педагогически целесообразных условий для развития личности и поддержания психического и физического здоровья учащихся, содействие становлению индивидуальности, развитию способностей и склонностей личности, создание развивающей, психологически-комфортной среды, а также для профилактики возникновения социально-психологических дезадаптаций у учащихся.
Таким образом,  в задачи службы сопровождения входит не только преодоление трудностей в обучении, но и обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья, защита прав детей и подростков.
 
Основные цели Службы сопровождения:
  1. Реализация комплекса мер, способствующих социализации учащихся, становлению индивидуальности.
  2. Развитие способностей и склонностей детей, изучение особенностей их развития, своевременное выявление и комплексное обследование детей, испытывающих затруднения в обучении и социальной адаптации, профилактика отклоняющегося поведения учащихся, а также социально-психологическое обеспечение индивидуализации и гуманизации педагогического процесса.
 
Главные задачи Службы сопровождения
обследование школьников по программе диагностического минимума;
выявление детей и подростков с признаками социально-психологической дезадаптацией, отклонений в развитии и исследование причин их возникновения;
комплексное изучение социальных, психологических аспектов развития ребенка, выявление позитивных ресурсов его личности;
проведение психолого-социально-педагогических консилиумов с целью выбора средств и форм психолого-педагогического сопровождения школьников с присущими им особенностями общения и обучения;
внедрение в деятельность школы психолого-педагогических технологий по обучению и воспитанию учащихся с трудностями школьной и личностной адаптации;
составление психолого-педагогических заключений по результатам проведенных исследований с целью ориентации преподавательского коллектива, родителей или лиц, их заменяющих, в проблемах личностного и социального развития обучающихся;
психолого-педагогическое просвещение педагогов;
осуществление профилактики возникновения социально-психологической дезадаптации; создание правового пространства школы;
оказание консультативной помощи ребенку, его родителям или лицам, их заменяющих и педагогам по разрешению конфликтных ситуаций в семейной и школьной среде;
защита и охрана прав ребенка и семьи, представление интересов семьи в государственных и общественных организациях (комиссии по делам несовершеннолетних, комиссии по профилактике правонарушений в лицее, в органах здравоохранения, в отделах опеки и т.д.);
оказание помощи учащимся, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях;
изучение жилищно-бытовых условий в общежитии и в семьях, организация материальной помощи детям из малоимущих семей.
 
Основные направления деятельности Службы сопровождения:
 
правовое
психологическое
диагностическое
коррекционно-развивающее
реабилитирующее
профилактическое
информационное
медицинское
 
Структура работы службы:  
 Специалисты Службы сопровождения работают с отдельной личностью, с отдельным ребенком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то с каждой в отдельности. Основное назначение службы — это создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса.
   
Принципы работы службы:
  • доступность — возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;
  • своевременность — включение в работу службы на самых ранних стадиях;
  • индивидуализация — индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;
  • комплексность — психологическое изучение личности и коррекция, подъем образовательного уровня, восстановление социального статуса;
  • эффективность — ближайшая, отдаленная, восстановление личности ребенка и активное включение в жизнь;
  • преемственность — единая программа, этапность, непрерывность, обратная связь;
  • многофункциональность — выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности членов коллектива школы;
  • интеграция — полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;
  • оперативность — быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;
  • репрезентативность — представительство во всех социальных группах учащихся и учет их интересов;
  • адаптация — ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.
Уровни сопровождения:
  • индивидуальное;
  • групповое;
  • на уровне класса;
  • на уровне школы.
Формы сопровождения:
  • консультирование;
  • диагностика;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • профилактика;
  • просвещение.
Структура взаимодействия Службы сопровождения в Школе – интернате
1
План работы
Службы сопровождения
на 2016 – 2017 учебный год
 
Мероприятия
Сроки
Ответственный
Правовое направление
1
Индивидуальные беседы с родителями учащихся, состоящих на различных видах учета
Сентябрь
Ретюнских Е.О.
2
Индивидуальные консультации, профилактическая работа с семьями, чьи дети состоят на учетах в ОДН, КДНиЗП, ВШУ.
Октябрь
Ретюнских Е.О.
3
Организация консультаций детям и родителям по социальным и правовым вопросам
 
Ноябрь
Ретюнских Е.О.
4
Организация консультаций детям и родителям по социальным и правовым вопросам
 
Ноябрь
Ретюнских Е.О.
Психологическое направление
1
Психологическое обследование вновь прибывших воспитанников с целью определения психического развития в соответствии с нормами при переходе на новый возрастной уровень
Октябрь– ноябрь
Март-апрель
Сысуева И.Н.
2
Изучение особенностей и степени приспособления, учащихся к новым социально-педагогическим условиям обучения (1–е классы) в рамках внедрения ФГОС НОО
Сентябрь-октябрь
Сысуева И.Н.
3
 Диагностика уровня развития когнитивных процессов(1-4 классы)
 
Январь, апрель.
Сысуева И.Н.
4
Изучение  особенностей восприятия семейной ситуации и родительского воспитания (1-4 кл).
 
Ноябрь — декабрь
Сысуева И.Н.
5
Индивидуальное, групповое консультирование
 
Октябрь — май
Сысуева И.Н.
6
Индивидуальные консультации для учителей, работающих в 1-м классе, по результатам диагностики готовности первоклассников к обучению в школе и их адаптация  в школе
Октябрь-декабрь
Сысуева И.Н.
7
Индивидуальные консультации для классного руководителя и педагогов-предметников 5-го класса  по результатам диагностики готовности к обучению в школе второго уровня и психологического мониторинга
Сентябрь-ноябрь
Сысуева И.Н.
8
Консультирование педагогов по вопросам профессионального и личного роста
По мере обращения
Сысуева И.Н.
9
Консультирование родителей по вопросам обучения, воспитания и развития ребенка
По мере обращения
Сысуева И.Н.
10
Организация групповых консультаций для педагогов в соответствии с возникновением психолого-педагогических затруднений и запросом администрации
 
По мере обращения
Сысуева И.Н.
11
Работа психолого–педагогической мастерской для классных руководителей 5,9, 11 классов по вопросам просвещения, профдиагностики и профконсультации учащихся
По запросу классных руководителей
Сысуева И.Н.
12
Проведение индивидуальных консультаций и развивающих занятий с одаренными детьми  по результатам диагностик
 
Октябрь-апрель
Сысуева И.Н.
Диагностическое направление
1
Диагностика готовности учащихся 4-го класса к переходу в среднее звено
 
Апрель
Сысуева И.Н.
2
Изучение адаптации пятиклассников, выявление причин дезадаптации.
Диагностика адаптационных процессов у учащихся 5 класса. Посещение уроков.
 
Сентябрь, октябрь
Сысуева И.Н.
3
Диагностика психических причин отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей
 
 
 
По запросу педагогов
 
 
Сысуева И.Н.
4
Дифференцированная диагностика причин асоциального поведения детей и подростков
 
 
 
По запросу классных руководителей
Сысуева И.Н.
5
Изучение профессиональных интересов, способностей учащихся 9 , 11 классов.
Диагностика профессионального самоопределения
 
 
Октябрь-март.
Сысуева И.Н.
6
Проведение индивидуальной и групповой диагностической работы с учащимися
По запросу классных руководителей
Сысуева И.Н.
7
Диагностика уровня тревожности, самооценки, саморегуляции  во время подготовки к ОГЭ  в 9-м классе по запросу преподавателей, родителей, администрации
Апрель
Сысуева И.Н.
8
Диагностика эмоционально-личностной сферы (темперамент, мышление, мотивация, самооценка) в 9, 11 классах
 
Согласно плану школы
Сысуева И.Н.
9
Профессиональное тестирование в 9, 11 классах
Февраль
Сысуева И.Н.
10
Выявление детей «группы риска», социально незащищенных, учащихся девиантного поведения через анкету «Выявление поля проблем учащихся»
1 раз/четверть
Ретюнских Е.О.
11
Диагностика готовности к выбору профессии (9 — 10 классах)
Октябрь
Ретюнских Е.О.
12
Выявление степени информированности учащихся о ПАВ
(8 , 9 кл)
Ноябрь
Ретюнских Е.О.
13
Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению
(8 кл.)
Январь
Ретюнских Е.О.
14
Выявление уровня самооценки личности (9  — 10 кл)
Февраль
Ретюнских Е.О.
15
Исследование «Социально – психологический портрет семьи»
Март
Ретюнских Е.О.
Коррекционно — развивающее
1
Индивидуально-групповые занятия с учащимися  9 – 11  классов по коррекции асоциального поведения
Ноябрь- февраль
Сысуева И.Н.
2
Групповые коррекционно-развивающие занятия с учащимися школы-интерната
 
Сентябрь-май
Сысуева И.Н.
3
Индивидуальная работа с детьми-инвалидами
Сентябрь-май
Сысуева И.Н.
4
Тренинги по снижению уровня тревожности
Январь
Сысуева И.Н.
5
Занятия из цикла «Я живу в России»
1 раз/неделю
Ретюнских Е.О.
6
Занятия из цикла «Жизнь без конфликтов»
1 раз/неделю
Ретюнских Е.О.
7
Проведение индивидуальных консультаций с родителями учащихся, требующих особого внимания
Май
Ретюнских Е.О.
Реабилитационное направление
1
Беседа «Особые люди» (ко Дню инвалида) (7-8 кл.)
Декабрь
Ретюнских Е.О.
2
Беседа – диалог «Воспитание добротой» (6 кл)
Март
Ретюнских Е.О.
Профилактическое направление
1
Сбор данных о наличии детей-сирот; детей оставшихся без попечения родителей.
Сентябрь
Ретюнских Е.О.
2
Собеседование с классными руководителями с целью выявления семейных проблем учащихся
Март
Ретюнских Е.О.
3
Совместная работа с классными руководителями по выявлению неблагополучных семей.
Сентябрь
Ретюнских Е.О.
4
Индивидуальные беседы с родителями учащихся, состоящих на различных видах учета
Сентябрь
Ретюнских Е.О.
5
Индивидуальные консультации, профилактическая работа с семьями, чьи дети состоят на учетах в ОДН, КДНиЗП, ВШУ.
Октябрь
Ретюнских Е.О.
6
Беседа с родителями социально неадаптированных детей.
Октябрь
Ретюнских Е.О.
7
Совместная работа с кл.руководителями и воспитателями по вопросам  контроля за семьями, находящимися в социально опасном положении
Декабрь
Ретюнских Е.О.
8
Консультирование классных руководителей и воспитателей учащихся, состоящих на различных видах учета, по вопросам профилактической работы
Декабрь
Ретюнских Е.О.
9
Собеседование с классными руководителями и воспитателями о работе, проводимой с детьми группы «риска»
Март
Ретюнских Е.О.
10
Индивидуальная работа с семьями, нуждающимися в социальной поддержке и помощи
Март
Ретюнских Е.О.
Информационное направление
1
Психолого-педагогические семинары для педагогов, воспитателей (по плану)
Ноябрь-май
Сысуева И.Н. Ретюнских Е.О.
2
Психолого-педагогическая планерка. Готовность учащихся выпускного  класса начальной школы к переходу в 5 класс
3-я неделя мая
Сысуева И.Н.
3
Проведение консультаций с педагогами: «Учет индивидуальных особенностей при работе с одаренными детьми»
Октябрь-апрель
Сысуева И.Н.
4
Общешкольное родительское собрание: «Взаимодействие  школы и семьи в вопросах укрепления здоровья учащихся  и профилактики правонарушений»
Декабрь
Ретюнских Е.О.
5
Консультация педагогов по вопросам постановки и снятия с ВШУ
Октябрь
Ретюнских Е.О.
6
Общешкольное родительское собрание : «Как по-настоящему любить детей?»
Февраль
Ретюнских Е.О.
7
Организация консультативной помощи родителям педагогически запущенных и слабоуспевающих школьников по вопросам обучения
Апрель
Ретюнских Е.О.
8
Беседа с родителями из семей, находящихся в социально опасном положении «Личный пример родителей – основа нравственного воспитания в семье»
Май
Ретюнских Е.О.
9
Беседа с родителями детей, состоящих на ВШУ «Семь путей к катастрофе»
Май
Ретюнских Е.О.
10
Работа с сайтом школы-интерната- «Советы родителям»;  «Информация педагога-психолога», «Информация соцпедагога» (внеклассные мероприятия)
Ежемесячно
Сысуева И.Н. Ретюнских Е.О.
Медицинское  направление
1
Санитарно  — просветительская работа
По отдельному плану
Шаталова Ю.В.
2
Диспансеризация учащихся
По отдельному плану
Шаталова Ю.В.
3
Консультации родителей по вопросам  употребления психоактивных веществ
По запросу
Шаталова Ю.В.
Сысуева И.Н. Ретюнских Е.О.
Работа cлужбы сопровождения Школы – интерната № 4 ОАО «РЖД»
в 2015 – 2016 учебном году
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Идея сопровождения тесно связана с ключевой идеей модернизации современной системы образования. Именно, в системе образования должны быть созданы как можно лучше условия для развития и самореализации любого ребенка, при этом  полноценное развитие личности должно стать гарантом общественного развития и благополучия.
Служба сопровождения (СС) Школы – интерната № 4 ОАО «РЖД» — профессиональное объединение психолога и  социального педагога главной целью функционирования которого является обеспечение педагогически целесообразных условий для развития личности и поддержания психического и физического здоровья учащихся, содействие становлению индивидуальности, развитию способностей и склонностей личности, создание развивающей, психологически-комфортной среды, а также для профилактики возникновения социально-психологических дезадаптаций у учащихся.
Таким образом,  в задачи службы сопровождения входит не только преодоление трудностей в обучении, но и обеспечение успешной социализации, сохранение и укрепление здоровья, защита прав детей и подростков.
 
Основная цель Службы сопровождения:
Организация психолого – медицинско — -социального сопровождения образовательного процесса путём реализации комплекса превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности.
 
Главные задачи Службы сопровождения:
 
обследование школьников по программе диагностического минимума;
выявление детей и подростков с признаками социально-психологической дезадаптацией, отклонений в развитии и исследование причин их возникновения;
комплексное изучение социальных, психологических аспектов развития ребенка, выявление позитивных ресурсов его личности;
проведение психолого-социально-педагогических консилиумов с целью выбора средств и форм психолого-педагогического сопровождения школьников с присущими им особенностями общения и обучения;
внедрение в деятельность школы психолого-педагогических технологий по обучению и воспитанию учащихся с трудностями школьной и личностной адаптации;
составление психолого-педагогических заключений по результатам проведенных исследований с целью ориентации преподавательского коллектива, родителей или лиц, их заменяющих, в проблемах личностного и социального развития обучающихся;
психолого-педагогическое просвещение педагогов;
осуществление профилактики возникновения социально-психологической дезадаптации; создание правового пространства школы;
оказание консультативной помощи ребенку, его родителям или лицам, их заменяющих и педагогам по разрешению конфликтных ситуаций в семейной и школьной среде;
защита и охрана прав ребенка и семьи, представление интересов семьи в государственных и общественных организациях (комиссии по делам несовершеннолетних, комиссии по профилактике правонарушений в лицее, в органах здравоохранения, в отделах опеки и т.д.);
оказание помощи учащимся, педагогам и родителям в экстремальных и критических ситуациях;
изучение жилищно-бытовых условий в общежитии и в семьях, организация материальной помощи детям из малоимущих семей.
 
Основные направления деятельности Службы сопровождения:
 
правовое
психологическое
диагностическое
коррекционно-развивающее
реабилитирующее
профилактическое
информационное
медицинское
Структура работы службы:  
 Специалисты Службы сопровождения работают с отдельной личностью, с отдельным ребенком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то с каждой в отдельности. Основное назначение службы — это создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса.
   Принципы работы службы:
  • доступность — возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;
  • своевременность — включение в работу службы на самых ранних стадиях;
  • индивидуализация — индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;
  • комплексность — психологическое изучение личности и коррекция, подъем образовательного уровня, восстановление социального статуса;
  • эффективность — ближайшая, отдаленная, восстановление личности ребенка и активное включение в жизнь;
  • преемственность — единая программа, этапность, непрерывность, обратная связь;
  • многофункциональность — выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности членов коллектива школы;
  • интеграция — полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;
  • оперативность — быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;
  • репрезентативность — представительство во всех социальных группах учащихся и учет их интересов;
  • адаптация — ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.
Уровни сопровождения:
  • индивидуальное;
  • групповое;
  • на уровне класса;
  • на уровне школы.
Формы сопровождения:
  • консультирование;
  • диагностика;
  • коррекционно-развивающая работа;
  • профилактика;
  • просвещение.
1
2
План работы Службы сопровождения на 2015-2016 учебный год
Мероприятия
Сроки
Ответственный
Правовое направление
1
Индивидуальные беседы с родителями учащихся, состоящих на различных видах учета
Сентябрь
Ретюнских Е.О.
2
Индивидуальные консультации, профилактическая работа с семьями, чьи дети состоят на учетах в ОДН, КДНиЗП, ВШУ.
Октябрь
Ретюнских Е.О.
3
Организация консультаций детям и родителям по социальным и правовым вопросам
 
Ноябрь
Ретюнских Е.О.
4
Организация консультаций детям и родителям по социальным и правовым вопросам
 
Ноябрь
Ретюнских Е.О.
Психологическое направление
1
Психологическое обследование вновь прибывших воспитанников с целью определения психического развития в соответствии с нормами при переходе на новый возрастной уровень
Октябрь– ноябрь
Март-апрель
Сысуева И.Н.
2
Изучение особенностей и степени приспособления, учащихся к новым социально-педагогическим условиям обучения (1–е классы) в рамках внедрения ФГОС НОО
Сентябрь-октябрь
Сысуева И.Н.
3
 Диагностика уровня развития когнитивных процессов(1-4 классы)
 
Январь, апрель.
Сысуева И.Н.
4
Изучение  особенностей восприятия семейной ситуации и родительского воспитания (1-4 кл).
 
Ноябрь — декабрь
Сысуева И.Н.
5
Индивидуальное, групповое консультирование
 
Октябрь — май
Сысуева И.Н.
6
Индивидуальные консультации для учителей, работающих в 1-м классе, по результатам диагностики готовности первоклассников к обучению в школе и их адаптация  в школе
Октябрь-декабрь
Сысуева И.Н.
7
Индивидуальные консультации для классного руководителя и педагогов-предметников 5-го класса  по результатам диагностики готовности к обучению в школе второго уровня и психологического мониторинга
Сентябрь-ноябрь
Сысуева И.Н.
8
Консультирование педагогов по вопросам профессионального и личного роста
По мере обращения
Сысуева И.Н.
9
Консультирование родителей по вопросам обучения, воспитания и развития ребенка
По мере обращения
Сысуева И.Н.
10
Организация групповых консультаций для педагогов в соответствии с возникновением психолого-педагогических затруднений и запросом администрации
 
По мере обращения
Сысуева И.Н.
11
Работа психолого–педагогической мастерской для классных руководителей 5,9, 10 классов по вопросам просвещения, профдиагностики и профконсультации учащихся
По запросу классных руководителей
Сысуева И.Н.
12
Проведение индивидуальных консультаций и развивающих занятий с одаренными детьми  по результатам диагностик
 
Октябрь-апрель
Сысуева И.Н.
Диагностическое направление
1
Диагностика готовности учащихся 4-го класса к переходу в среднее звено
 
Апрель
Сысуева И.Н.
2
Изучение адаптации пятиклассников, выявление причин дезадаптации.
Диагностика адаптационных процессов у учащихся 5 класса. Посещение уроков.
 
Сентябрь, октябрь
Сысуева И.Н.
3
Диагностика психических причин отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей
 
 
 
По запросу педагогов
 
 
Сысуева И.Н.
4
Дифференцированная диагностика причин асоциального поведения детей и подростков
 
 
 
По запросу классных руководителей
Сысуева И.Н.
5
Изучение профессиональных интересов, способностей учащихся 9 — 10 классов.
Диагностика профессионального самоопределения
 
 
Октябрь-март.
Сысуева И.Н.
6
Проведение индивидуальной и групповой диагностической работы с учащимися
По запросу классных руководителей
Сысуева И.Н.
7
Диагностика уровня тревожности, самооценки, саморегуляции  во время подготовки к ОГЭ  в 9-м классе по запросу преподавателей, родителей, администрации
Апрель
Сысуева И.Н.
8
Диагностика эмоционально-личностной сферы (темперамент, мышление, мотивация, самооценка) в 9  — 10 классах
 
Согласно плану школы
Сысуева И.Н.
9
Профессиональное тестирование в 9 — 10 классах
Февраль
Сысуева И.Н.
10
Выявление детей «группы риска», социально незащищенных, учащихся девиантного поведения через анкету «Выявление поля проблем учащихся»
1 раз/четверть
Ретюнских Е.О.
11
Диагностика готовности к выбору профессии (9 — 10 классах)
Октябрь
Ретюнских Е.О.
12
Выявление степени информированности учащихся о ПАВ
(8 , 9 кл)
Ноябрь
Ретюнских Е.О.
13
Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению
(8 кл.)
Январь
Ретюнских Е.О.
14
Выявление уровня самооценки личности (9  — 10 кл)
Февраль
Ретюнских Е.О.
15
Исследование «Социально – психологический портрет семьи»
Март
Ретюнских Е.О.
Коррекционно — развивающее
1
Индивидуально-групповые занятия с учащимися  9 – 10  классов по коррекции асоциального поведения
Ноябрь- февраль
Сысуева И.Н.
2
Групповые коррекционно-развивающие занятия с учащимися школы-интерната
 
Сентябрь-май
Сысуева И.Н.
3
Индивидуальная работа с детьми-инвалидами
Сентябрь-май
Сысуева И.Н.
4
Тренинги по снижению уровня тревожности
Январь
Сысуева И.Н.
5
Занятия из цикла «Я живу в России»
1 раз/неделю
Ретюнских Е.О.
6
Занятия из цикла «Жизнь без конфликтов»
1 раз/неделю
Ретюнских Е.О.
7
Проведение индивидуальных консультаций с родителями учащихся, требующих особого внимания
Май
Ретюнских Е.О.
Реабилитационное направление
1
Беседа «Особые люди» (ко Дню инвалида) (7-8 кл.)
Декабрь
Ретюнских Е.О.
2
Беседа – диалог «Воспитание добротой» (6 кл)
Март
Ретюнских Е.О.
Профилактическое направление
1
Сбор данных о наличии детей-сирот; детей оставшихся без попечения родителей.
Сентябрь
Ретюнских Е.О.
2
Собеседование с классными руководителями с целью выявления семейных проблем учащихся
Март
Ретюнских Е.О.
3
Совместная работа с классными руководителями по выявлению неблагополучных семей.
Сентябрь
Ретюнских Е.О.
4
Индивидуальные беседы с родителями учащихся, состоящих на различных видах учета
Сентябрь
Ретюнских Е.О.
5
Индивидуальные консультации, профилактическая работа с семьями, чьи дети состоят на учетах в ОДН, КДНиЗП, ВШУ.
Октябрь
Ретюнских Е.О.
6
Беседа с родителями социально неадаптированных детей.
Октябрь
Ретюнских Е.О.
7
Совместная работа с кл.руководителями и воспитателями по вопросам  контроля за семьями, находящимися в социально опасном положении
Декабрь
Ретюнских Е.О.
8
Консультирование классных руководителей и воспитателей учащихся, состоящих на различных видах учета, по вопросам профилактической работы
Декабрь
Ретюнских Е.О.
9
Собеседование с классными руководителями и воспитателями о работе, проводимой с детьми группы «риска»
Март
Ретюнских Е.О.
10
Индивидуальная работа с семьями, нуждающимися в социальной поддержке и помощи
Март
Ретюнских Е.О.
Информационное направление
1
Психолого-педагогические семинары для педагогов, воспитателей (по плану)
Ноябрь-май
Сысуева И.Н. Ретюнских Е.О.
2
Психолого-педагогическая планерка. Готовность учащихся выпускного  класса начальной школы к переходу в 5 класс
3-я неделя мая
Сысуева И.Н.
3
Проведение консультаций с педагогами: «Учет индивидуальных особенностей при работе с одаренными детьми»
Октябрь-апрель
Сысуева И.Н.
4
Заседание родительского комитета «Педагоги, родители и учащиеся: проблемы сотрудничества»
Сентябрь
Ретюнских Е.О.
5
Консультация педагогов по вопросам постановки и снятия с ВШУ
Октябрь
Ретюнских Е.О.
6
Заседание родительского комитета «Профилактика употребления ПАВ»
Ноябрь
Ретюнских Е.О.
7
Заседание родительского комитета «Роль семьи в профилактике преступлений и правонарушений несовершеннолетних»
Апрель
Ретюнских Е.О.
8
Беседа с родителями из семей, находящихся в социально опасном положении «Личный пример родителей – основа нравственного воспитания в семье»
Май
Ретюнских Е.О.
9
Беседа с родителями детей, состоящих на ВШУ «Семь путей к катастрофе»
Май
Ретюнских Е.О.
10
Работа с сайтом школы-интерната- «Советы родителям»;  «Информация педагога-психолога», «Информация соцпедагога» (внеклассные мероприятия)
Ежемесячно
Сысуева И.Н. Ретюнских Е.О.
Медицинское  направление
1
Санитарно  — просветительская работа
По отдельному плану
Шаталова Ю.В.
2
Диспансеризация учащихся
По отдельному плану
Шаталова Ю.В.
3
Консультации родителей по вопросам  употребления психоактивных веществ
По запросу
Шаталова Ю.В.
Сысуева И.Н. Ретюнских Е.О.

 

Работа социально — психологической службы в 2014 — 2015 уч. году 

Социально — психологическая служба в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально — психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации. В ходе социально — психологической работы с педагогами, учащимися и их семьями важно достичь понимания и принятия друг друга. Для ребенка реальны: семья, школа (коллектив формально определенных сверстников), двор (неформальный коллектив сверстников, который он выбрал сам). В социальном смысле среда обитания ребенка определена достаточно ясно: родитель — ребенок — учитель. Деятельность СПС предусматривает оказание помощи учащемуся при одновременной работе с родителями, детьми и педагогами. Объектом работы социального педагога и психолога является каждый учащийся школы и особое место занимает социально дезадаптированный ребенок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктивные контакты со взрослыми, контакты — адекватные и взаимные. Поэтому в работе с детьми необходимо убедить их, что действительно важно понимание их мотивов и проблем, только тогда можно говорить о результативной деятельности.  
Цель работы социально — психологической службы:
Содействие социально — психологическому здоровью, образовательным интересам и раскрытию индивидуальности личности ребенка.
Основные задачи и содержание работы СПС:
  1. Психолого – педагогическое изучение детей и обеспечение индивидуального подхода к каждому учащемуся, профилактика и коррекция отклонений в личностном развитии;
  2. Организация индивидуальной профилактической работы с семьями учащихся «группы риска»;
  3. Осуществление просветительской деятельности среди учащихся;
  4. Охрана и защита прав учащихся.  
  В своей деятельности мы выбрали следующие направления:
  • Психодиагностическое   — диагностика и контроль эффективности обучения, социального и интеллектуального развития учащихся.
  • Психокоррекционное устранение отклонений в развитии личностной и познавательной сферы учащихся.
  • Профилактическое  — выявление учащихся и семей «группы риска» и организация профилактической работы (устранение негативного отношения к обучению, формирование ЗОЖ, профилактика правонарушений)
  • Просветительское внедрение просветительских знаний в среде педагогов, родителей и учащихся по вопросам обучения и воспитания подростков.
  • Консультативное оказание индивидуальной психологической и социальной помощи педагогам, учащимся и их родителям.
  • Профориентационное организация процесса формирования психологической и социальной готовности учащихся к профессиональному и социальному самоопределению.
  • Методическое разработка и обоснование психодиагностических и психокоррекционных рекомендаций, методов педагогам для успешного ведения социально-психологической работы.
Структура работы службы:  
Специалисты социально — психологической службы работают с отдельной личностью, с отдельным ребенком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то с каждой в отдельности. Основное назначение службы — это психологическая и социальная защита ребенка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.
   Функции службы:
  1.  Изучает ребенка, его состояние, отношения в семье, в школе, с группой, во дворе, его состояние в стадии конфликта
  2. Оказывает помощь ребенку, попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.
  3. Анализирует состояние социально — психологического воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.
  4. Направляет деятельность учащегося на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.
  5. Координирует и объединяет работу различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка, имеющих отношение к состоянию его кризиса, к защите его прав.
  6. Охраняет и защищает личность, ее права, интересы ит.д.
  7. Создает условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся.
  8. Организует социально — психологическую и правовую консультацию для учащихся, педагогов, родителей.
  9. Решает конфликтные ситуации между учащимися, педагогами, родителями.
  10. Способствует здоровому образу жизни коллектива и каждого его члена.
   Принципы работы службы:
  • доступность — возможность получения помощи для всех нуждающихся в ней;
  • своевременность — включение в работу службы на самых ранних стадиях;
  • индивидуализация — индивидуальный подход, где следует учитывать: уровень интеллекта, показатели здоровья, образовательный уровень, особенности личности, социальное положение;
  • комплексность — психологическое изучение личности и коррекция, подъем образовательного уровня, восстановление социального статуса;
  • эффективность — ближайшая, отдаленная, восстановление личности ребенка и активное включение в жизнь;
  • преемственность — единая программа, этапность, непрерывность, обратная связь;
  • многофункциональность — выполнение комплекса разнообразных мер по охране и защите прав личности членов коллектива школы;
  • интеграция — полученная информация должна аккумулироваться в замкнутую систему, обеспечивающую полное сохранение тайны и анонимность респондентов;
  • оперативность — быстрое разрешение или профилактика проблем и противоречий в коллективе школы, у данной личности;
  • репрезентативность — представительство во всех социальных группах учащихся и учет их интересов;
  • адаптация — ориентация на подвижность, отсутствие инертности и быстрое приспособление к изменениям внешней социальной среды, свойств личности и коллектива.
   В работе СПС выделяются 4 основных этапа деятельности:
  1. Диагностика:
    • определение социального статуса семьи;
    • определение вида помощи семье;
    • установление индивидуальных, личностных, интеллектуальных проблем учащихся;
  2. Профилактика:
    • планирование мероприятий по профилактике социально опасных явлений и заболеваний;
    • мероприятия по профилактике социально-психологической дезадаптации учащихся.
  3. Коррекция:
    • действия специалистов СПС по повышению у учащихся ответственности за свое здоровье и повышению ответственности за свои поступки;
    • коррекция личностных особенностей учащихся;
  4. Итоги:
    • снижение количества правонарушений;
    • успешная адаптация учащихся.
Методы и формы:
  • изучение документации;
  • беседа;
  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • тестирование;
  • анкетирование;
  • анализ;
  • консультирование;
  • индивидуальная работа;
  • групповая работа;
  • диагностика.
  СПС прежде всего создана для обеспечения успешного усвоения знаний учащимися, для коррекции поведения и адаптации «трудных» подростков в социуме. В ее состав входят:
  • педагог-психолог;
  • социальный педагог;
  • заместитель директора по воспитательной работе;
  • медицинский работник.
 Планируемый результат:
  • Повысить социально — психологическую устойчивость учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения.
  • Смотивировать интересы учащихся к образовательному процессу. Быть способными к переменам, не замыкаясь в себе и стремиться к разнообразию контактов с окружающими людьми.

 

Механизм взаимодействия участников СПС

Безымянный

Вопросы, решаемые СПС

Ученик
Ответственный
Не посещает школу
Классный руководитель, соц.педагог, педагог-психолог
Проблемы в семье
Соц.педагог, педагог-психолог
Систематические пропуски занятий по неуважительной причине
Классный руководитель, соц.педагог
Унижение человеческого достоинства, нецензурная брань
Классный руководитель, соц.педагог
Употребление алкогольных напитков, курение
Соц.педагог, педагог-психолог
Нежелание учиться, отрицательная мотивация
Педагог-психолог
Трудности в обучении, педагогическая запущенность
Педагог-психолог
Негативное отношение к учителям, учащимся
Педагог-психолог, классный руководитель, учитель
 
Помощь специалистов СПС.
 
Социальный педагог организует и проводит консультации по вопросам:
  • защита прав и законных интересов несовершеннолетних (обучение, трудоустройство);
  • защита жилищных прав несовершеннолетних;
  • защита имущественных прав несовершеннолетних;
  • права и обязанности родителей несовершеннолетних;
  • оформление опеки и попечительства, устройство детей, оставшихся без попечения родителей;
  • пропаганда здорового образа жизни.
Педагог-психолог организует и проводит консультации по вопросам:
  • особенности подросткового возраста;
  • как помочь ребенку учиться лучше;
  • как улучшить взаимопонимание между ребенком и родителем;
  • как вести себя в трудных ситуациях;
  • как решить конфликт; семейные разногласия, как их преодолеть.
Заместитель директора по воспитательной работе консультирует по вопросам:
  • семейные отношения;
  • роль родителей в воспитании;
  • конфликтные ситуации родителей с подростком;

Медицинский работник школы-интерната ведет наблюдение за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием учащихся, осуществляет контроль режима дня и питания школьников.

 

Работа социально — психологической службы в 2013 — 2014 уч. год 

СОЦИАЛЬНО — ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  СЛУЖБА (СПС) — специализированное подразделение в системе школы – интерната № 4 ОАО «РЖД», основной задачей которой является обеспечение условий, способствующих полноценному социально — психологическому и личностному развитию каждого ребенка, нарушение которых мешает своевременной реализации возрастных и индивидуальных возможностей учащихся и ведет к необходимости психолого-педагогической коррекции.
Объектом работы социального педагога и психолога является каждый учащийся школы. Особое место занимает социально дезадаптированный ребенок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктивные контакты со взрослыми, контакты — адекватные и взаимные.

Основными задачами работы СПС являются:

  • Психолого – педагогическое изучение детей и обеспечение индивидуального подхода к каждому учащемуся, профилактика и коррекция отклонений в личностном развитии;
  • Организация индивидуальной профилактической работы с семьями учащихся «группы риска»;
  • Осуществление просветительской деятельности среди учащихся;
  • Охрана и защита прав учащихся.

Вопросы, рассматриваемые специалистами СПС, разнообразны по своей проблематике и требуют слаженных действий всех органов системы профилактики.

Вопросы, решаемые СПС

Ученик

Ответственный

Не посещает школу

Классный руководитель, соц.педагог, педагог-психолог

Проблемы в семье

Соц.педагог, педагог-психолог

Систематические пропуски занятий по неуважительной причине

Классный руководитель, соц.педагог

Унижение человеческого достоинства, нецензурная брань

Классный руководитель, соц.педагог

Употребление алкогольных напитков, курение

Соц.педагог, педагог-психолог

Нежелание учиться, отрицательная мотивация

Педагог-психолог

Трудности в обучении, педагогическая запущенность

Педагог-психолог

Негативное отношение к учителям, учащимся

Педагог-психолог, классный руководитель, учитель

Индивидуальная помощь социального педагога ребенку в решении проблемы

 

Социально-психологическая службаPermalink

Comments are closed.